Артикли — это важная часть английской грамматики, которые помогают уточнить, о чем именно идет речь в предложении. В английском языке существует два типа артиклей: неопределенные (a/an) и определенный (the). В этой статье мы подробно рассмотрим, как и когда использовать каждый из них, а также их особенности и правила.
Неопределенные артикли: a и an
Неопределенные артикли a и an используются для обозначения сущностей, которые не являются конкретными или уже известными собеседникам. Они представляют собой единичные объекты или явления и используются только с исчисляемыми существительными в единственном числе.
Неопределённый артикль служит для указания на принадлежность предмета к определённой группе однородных предметов:
a pen = какая-либо ручка
a pencil = какой-либо карандаш
a table = какой-либо стол
Если используется неопределённый артикль, это означает, что речь идёт не о конкретном предмете. Например, если вы находитесь в гостиной и просите кого-то перетащить стол из гостиной в комнату, вы употребляете артикль "the". Однако, когда вы говорите супруге, что вам нужно съездить в магазин и купить (какой-нибудь) стол для гостиной, вы имеете в виду какой-то абстрактный стол, который вам ещё предстоит выбрать в магазине, тогда используется неопределенный артикль (a, an).
Артикль a используется перед словами, которые начинаются с согласного звука:
a cat – кошка
a book – книга
a university – университет (обратите внимание, что слово "university" начинает звучать с согласного "ju", хотя пишется с гласной)
Артикль an используется перед словами, которые начинаются с гласного звука. Это правило распространяется на звуки, а не на буквы, поэтому важно обращать внимание на произношение:
an apple – яблоко
an hour – час (здесь "h" не произносится, и слово начинается со звука "a")
an honest person – честный человек (здесь также "h" не произносится)
Как вы заметили со словами, начинающимися с немого h, употребляется an:
an heir, an heiress, an honest answer, an honour, an hour
В каких же случаях употребляется неопределенный артикль, для этого обратимся к таблице:
Случаи употребления | Примеры | |
---|---|---|
1 | если о предмете или человеке говорится впервые | I have an idea. - У меня есть идея. |
2 | если о предмете или человеке говорится в целом и не имеется в виду определённый предмет или человек | They live in a house. - Они живут в доме. |
3 | с существительными, обозначающими вид, общность | A dog needs exercise. - Собакам необходимо движение. |
4 | В выражениях, описывающих профессию или роль: | She is a doctor. – Она врач. |
5 | после глагола to be, когда говорится, кем или чем является предмет | I am a pupil. - Я ученик. |
6 | после оборотов there is, there was, there will be | There is a beautiful park near our house. - Рядом с нашим домом чудесный парк. |
7 | в восклицаниях | What a beautiful girl! - Какая красивая девушка! |
8 | при указании частоты, скорости, цены и т. п. | They cost £1 a kilo. - Они стоят фунт за килограмм. |
9 | в сочетаниях, обозначающих количество | a half — половина a few — немного a lot — много |
10 | перед счётными существительными | a hundred — сотня a thousand — тысяча a million — миллион |
Устойчивые словосочетания с неопределенным артиклем:
a great deal — много
as a result — в результате
in a hurry — второпях
it’s a pity — жаль
it’s a pleasure — приятно
to go for a walk — гулять, идти на прогулку
to have a good time — хорошо проводить время
to have a look — взглянуть
Определенный артикль: the
Определенный артикль the используется для обозначения конкретных объектов или лиц, которые уже известны слушателю или читателю. Он может использоваться как с исчисляемыми, так и с неисчисляемыми существительными.
the pen = именно эта ручка (конкретная, которая лежит, например, на столе)
В каких же случаях употребляется неопределенный артикль, для этого обратимся к таблице:
Случаи употребления | Примеры | |
---|---|---|
1 | если предметы упоминаются второй раз или нам уже известны | I bought a sweater yesterday. The sweater is blue. - Вчера я купил свитер. Он синего цвета |
2 | с уникальными предметами или явлениями | the Earth — Земля the sun — солнце the sky — небо |
3 | с названиями рек, морей, океанов, пустынь, горных хребтов, групп островов и государств, содержащих слова state, kingdom | the Sahara — Сахара the United Kingdom — Соединённое Королевство |
4 | с названиями музыкальных инструментов | the piano — пианино |
5 | с названиями гостиниц, театров, кинотеатров, кораблей, газет и музеев | the Ritz — Риц the Titanic — Титаник the Times — Таймз |
6 | с титулом без имени человека | the Queen — королева |
7 | со словами morning, afternoon, evening | in the morning — утром |
8 | с названием народов, фамилий семей | the English — англичане |
9 | с прилагательными в превосходной степени | the biggest building — самое большое здание |
10 | с порядковыми числительными | the first — первый |
11 | со словами following, last, next, same | Read the following text. Прочитайте следующий текст. |
12 | с названием стран света | in the East — на Востоке |
Устойчивые словосочетания с определенным артиклем:
in the afternoon — днём
in the evening — вечером
in the morning — утром
in the street — на улице
on the one hand — с одной стороны
on the other hand — с другой стороны
the next morning — на следующее утро
the same — тот же самый
to go to the theatre — идти в театр
to play the piano — играть на пианино
Отсутствие артикля
Бывают случаи, когда существительные употребляются без артикля:
Неопределённый артикль не употребляется с существительными во множественном числе. Неисчисляемые существительные в единственном числе употребляются без артикля:
Do you like jelly? — Ты любишь желе?
This shop sells furniture. — В этом магазине продаётся мебель.
Это верно, когда слово употребляется в общем смысле. Если смысл становится более конкретным, появляется артикль:
Would you like some of the jelly I made yesterday? – Хочешь попробовать желе, что я вчера сделала?
We don’t let the dog climb onto the furniture. — Мы не разрешаем псу забираться на мебель.
Иногда артикли не используются вовсе. Это происходит в следующих случаях:
Устойчивые словосочетания, указывающие на способ передвижения: by bicycle/ car/ bus/ train/ ship/ boat/ plane, on foot
Словосочетания с предлогами at, before, by, указывающие на время: Catherine rose at dawn and went to bed at sunset. — Кэтрин поднималась на рассвете и ложилась спать на закате. We swam in the pool by day and partied by night. — Днём мы плавали в бассейне, а вечером устраивали вечеринки.
Названия приёмов пищи: Jane had breakfast at nine. — Джейн завтракала в девять. He met Ann for lunch. — Он встретился с Энн, чтобы пообедать.
Названия учреждений в сочетании с предлогом at: He was taken to hospital with a broken ankle. – Его забрали в больницу со сломанной щиколоткой. Lucy has been kept late at school today. — Люси сегодня задержали в школе допоздна.
Названия времён года: In autumn, the grapes are harvested by hand. — Осенью снимают созревший виноград. The place is hacked in summer. — Летом здесь полно людей.
Однако все эти слова употребляются с артиклем, когда речь идёт о конкретном времени, приёме пищи, учреждении, времени года:
Philip travelled by the same train as Julie. — Филип ехал тем же поездом, что и Джули.
Just look at the wonderful sunset. — Только посмотри на этот необыкновенный закат.
He gave us a good breakfast. — Он накормил нас прекрасным завтраком.
Pamela works at the hospital. — Памела работает в больнице.
I can’t work well in the summer. — Я не могу летом хорошо работать.
Обычно с личными именами определённый артикль не употребляется, но если нужно выделить конкретного человека, например, из двух с одинаковыми именами, то имя или фамилия употребляются с определённым артиклем:
Ah, no. The David Parry I know lives in Manchester. — О нет. Тот Дэвид Пэрри, которого я знаю, живёт в Манчестере.
I saw Paulina Kay in town this morning. — Not the Paulina Kay? Я видел Полину Кэй сегодня утром в городе. — Ту самую Полину Кэй?
Артикли a/an и the играют важную роль в английском языке, помогая уточнить, о чем именно идет речь в предложении. Понимание правил их использования позволяет говорить и писать более точно и грамотно. Практика и внимание к контексту помогут вам улучшить свои навыки в использовании артиклей и, как следствие, в общем владении английским языком.